МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №1» функционирует на основании лицензии на
образовательную деятельность № 66707 от 23.12.2010г и свидетельства о
государственной аккредитации – серия ААи 149777 № 3677 от 17.05.2009г.
Школа осуществляет свою деятельность по
следующим направлениям:
-Начальное
общее образование по БУП -2004 года (4 классы). -Начальное
общее образование по ФГОС НОО (1-3 классы). -Внеурочная
деятельность по ФГОС НОО (1-3 классы).
- Основное
общее образование (5- 9 классы) по БУП –
2004 года. - Среднее полное
образование (10-11 классы) – по БУП –
2004 года с профильной подготовкой. - Внеурочная
деятельность.
Начальное общее образование по БУП -2004 года (4
классы) Первая
ступень общего образования -
сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе
непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию
школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не
только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики
выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени
обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования.
Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и
интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной
деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы
нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и
окружающими. Учебный план для IV классов ориентирован на продолжение 4-летнего
нормативного срока освоения образовательных программ основного общего
образования.
Продолжительность учебного года: IV классы – 35 учебных
недель. Учебный план первой ступени общего образования
состоит из двух разделов: инвариантной части и вариативной части.
Инвариантная
часть реализует основное содержание образования, обеспечивает приобщение
обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует
систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям
стандарта. Инвариантная часть представлена предметами: русский язык,
литературное чтение, английский язык, математика, окружающий мир, музыка, ИЗО,
технология, физическая культура.
Вариативная
часть обеспечивает особенности содержания школьного образования и
индивидуальные потребности обучающихся. Вариативная часть базисного учебного плана представлена
компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию
образовательных потребностей и познавательных интересов обучающихся. Время,
отводимое на вариативную часть, используется для увеличения часов на изучение отдельных
предметов инвариантной части и для развития содержания учебных предметов:
«Русский язык» – 2 часа, «Литературное чтение» – 1 час, с
целью более прочного освоения
первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития
коммуникативно–речевой культуры обучающихся и формирования интереса к изучению
языка. Также часы вариативной части учебного плана используются на ведение курсов «Развитие речи», «Развитие
познавательных способностей», - для учащихся с высокой мотивацией учебной
деятельности; индивидуально-групповых занятий для учащихся имеющих проблемы
в освоении учебных предметов.
В рамках
преподавания предмета «Окружающий мир»
предусмотрены часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения.
Вариативность
обучения на первой ступени общего образования обеспечивается за счёт
преподавания учебных дисциплин по разным учебникам в рамках системы учебников
«Школа России» и учебников завершённой предметной линии «Планета знаний». Начальное общее образование по ФГОС НОО (1-3 классы)
Учебный
план начального общего образования по ФГОС НОО определяет:
- структуру
обязательных предметных областей:
филология, математика и информатика, обществознание и
естествознание (окружающий мир), основы духовно-нравственной культуры
народов России, искусство, технология, физическая культура;
- учебное время, отводимое на
изучение предметов по классам (годам) обучения.
- предельно допустимую
аудиторную учебную нагрузку
обучающихся.
- Первые
классы школы работают в режиме 5-дневной
учебной недели. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не
превышает максимальную учебную нагрузку, определенную действующими в настоящее
время Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами – 21 час в неделю. (СанПиН
2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010 года№ 189),
зарегистрированными в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный
номер 1993. - Начало занятий – 8.30, продолжительность урока в
1-х классах 35 минут с обязательным
проведением двух физкультминуток по 1.5-2 минуты каждая. Продолжительность перемен: 1 перемена
с завтраком - 20 минут, остальные перемены – 15 минут. В сентябре-октябре
проводятся по 3 урока по 35 минут, с обязательным выходом на динамическую
паузу не позднее 12.00. Обед в режиме
группы кратковременного пребывания - в 12.30. В ноябре- декабре по 4 урока по
35 минут. Во втором полугодии – 4
дня по 4 урока и 1 день – 5
уроков, за счёт урока физической культуры.
Продолжительность уроков – 45 минут. Учащиеся первых классов занимаются
в первую смену. Предусмотрены дополнительные недельные каникулы в феврале. Окончание уроков 1- классов в
сентябре-октябре – 10.50., с ноября – 12.00. - При определении структуры учебного плана учитывалось, что особую роль в
образовании младших школьников играют
интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание, ОБЖ),
математика (арифметика и геометрия, информатика), обучение грамоте, проектная
деятельность, обеспечивающая успешную социализацию обучающихся.
Программно-методическое обеспечение учебного плана ФГОС НОО представлено
системой учебников «Школа России» и учебниками завершённых предметных линий
«Планета знаний» под редакцией А.И.Петровой,
«Технология», автор Т.М.Геронимус, «ИЗО», автор Б.Неменский, Физическая
культура В.И.Лях. Все учебники вошли в Федеральный перечень 2011-2012 учебного
года. - Для увеличения двигательной активности
обучающихся на учебный предмет «Физическая культура» выделено 3 часа в неделю.
Программа по данному
предмету дополнена модулем «Подвижные
игры», за счёт часов внеурочной деятельности.
Внеурочная
деятельность по ФГОС НОО (1-3 классы)
Настоящий план внеурочной деятельности определяет направления
внеурочной деятельности, формы организации, распределение часов, содержание занятий.
План внеурочной деятельности разработан на основе:
o
Приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюст России
22 декабря 2009 года № 17785) «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»
o
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 26.11.2010 № 1241
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте
России 4 февраля 2011г., № 19707);
o
СанПиН
2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»(Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010 года№ 189);
(зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011 № 1993).
o
Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»;
o
Письма МО Московской области от 01.07.2011г. №
5911 – 06о/07 «О реализации базисного учебного плана в общеобразовательных
учреждениях МО в 2011- 2012 учебном году»;
o
Приказа Управления по образованию городского
округа Балашиха от 06.07.2011г. 3 631 «О реализации базисного учебного
плана в общеобразовательных учреждениях городского округа Балашиха в 2011 –
2012 учебном году».
Внеурочная деятельность организуется в целях
формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества
образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в
разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является
равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная
деятельность организована по направлениям: спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.
Спортивно-оздоровительное направление представлено кружками «Ритмика» и
«Разговор о правильном питании», также 1 час из внеурочной деятельности
отведён на 3-й час физической культуры в
рамках спортивного занятия «Подвижные игры».
Духовно-нравственное направление представлено этическими беседами
«Основы этикета» с целью воспитания, становления и развития высоконравственного,
ответственного гражданина России. Социальное направление внеурочной
деятельности представлено психологическим часом «Психологическая азбука»,
кружком логопеда «Словесные забавы» с целью формирования толерантного сознания
учащихся, обогащения детей специальными умениями, необходимыми для успешного
развития процесса общения.
Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено кружком
«Очумелые ручки» с целью формирования основ художественно культуры, потребности
в художественном детском творчестве; танцевальной студией «Непоседы» - с целью
развития творческого потенциала в
процессе хоровой, танцевальной и эстетической деятельности.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено кружками:
«Маленькие исследователи» и «РПС – развитие познавательных способностей» с
целью формирования исследовательских, познавательных и коммуникативных умений
младших школьников в процессе групповой и коллективной деятельности.
Исходя из
задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в
учреждении использована оптимизационная модель (на основе
оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель
внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие
все педагогические работники данного учреждения (учителя, социальный педагог,
педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, старший вожатый). В этом случае
координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со
своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а
также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные
формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы
самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность
обучающихся.
При организации внеурочной деятельности
используются программы, опубликованные в педагогических периодических изданиях,
разработанные педагогами школы и
утверждённые Методическим советом школы: «Программа междисциплинарного
обучения» Н.Б. Шумакова, «Развитие познавательных способностей» Холодова,
«Словесные забавы» В.В. Витушиская, «Этикет» В.В. Витушинская, «Ритмика»
С.Н. Смольянинова, «Разговор о правильном питании» Безруких, «Непоседы»
И.В. Шабалина, «Психологическая азбука» О.К. Башмур, «Очумелые ручки» Голикова
М.Н.
Формы
организации внеурочной деятельности разнообразные: лепка, конструирование из
бумаги, аппликация, групповая деятельность, проектные работы, подвижные игры,
ритмические движения, этические беседы, кружковая работа, хоровая деятельность,
танцы. Занятия проводятся во второй
половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах
начальной школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе. Занятия
«Ритмика» и «Подвижные игры» организованы на базе малого спортивного зала,
оборудованного специально для внеурочной деятельности. Студия «Непоседы»
занимается в актовом зале школы, пригодном для проведения танцевальной и
музыкальной деятельности. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено
в соответствии с действующими САНПинами и соответствует различным сменам видов
деятельности младших школьников
Основное общее образование (5
– 9 классы)
Учебный план 5-9 классов МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 1» на 2013 – 2014 учебный год составлен
на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений
РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом
Минобразования РФ № 1312 от 09.03.04. Учебный план разработан в соответствии с
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (2011)обеспечивает
реализацию образовательной программы образовательного учреждения без ущерба
здоровью школьников.
В учебном плане школы отражены все
образовательные компоненты, учтены нормативы учебной нагрузки школьников и рекомендации регионального базисного учебного
плана по распределению учебного времени на изучение образовательных
предметов. Недельная нагрузка не
превышает предельно допустимую.
Учебный план школы разработан с
целью предоставления всем учащимся
оптимальных возможностей для получения качественного базового образования,
развития способностей детей с учётом потребностей и перспектив продолжения
образования, организации предпрофильной подготовки и самоопределения учащихся в
будущей карьере.
Настоящий
учебный план обеспечивает решение следующих задач: ·
обеспечение формирования и развития у детей
общеучебных умений и навыков; ·
обеспечение высокого уровня качества знаний учащихся
по предпрофильным дисциплинам; ·
создание условий для осознанного выбора
школьниками профиля дальнейшего образования; ·
подготовка школьников к успешному прохождению
итоговых аттестаций.
Продолжительность урока в 5 – 9-х классах – 45 минут. Режим работы средней школы 5-ти дневная рабочая неделя.
Основная
школа с продолжительностью обучения 5 лет (5-е – 9-е классы) завершает
обязательное основное образование, являющееся базовым для продолжения обучения
в средней (полной) общеобразовательной школе. Учебный план
основной школы имеет следующие особенности: ·
учебный предмет «Обществознание» с 6-го класса. ·
вводится учебный предмет «ОБЖ» в 5 – 9
классах - 1 час в неделю; образовательная область «Технология» в
5 – 7 классах, 8 абв, классах реализуется
через учебный предмет «Технология» (обслуживающий труд), в 9 абв классах
через элективный курс предпрофильной подготовки «Право». ·
с 8-го класса изучается новый предмет
«Искусство», который расширяет знания учащихся в данной области. Преподавание
этого предмет подготовлено созданием необходимой методической базы в виде
специализированного кабинета истории, оборудование которого содержит материал
по искусству периода 19-20 веков. ·
Продолжается апробация регионального компонента
учебного плана, который представлен
курсом «Родное Подмосковье» (8
а, б, в классы), ·
Отведены часы на организацию индивидуальных и
групповых занятий в 5-х -6-х классах и 8-х – 9-х
классах. ·
в целях расширения и углубления знаний учащихся
по предметам, развития учащихся в соответствии со своими склонностями и
интересами, организации предпрофильной
подготовки предлагаются
факультативы и элективные курсы: - «Юный пользователь компьютера» (5-6
классы), - «Право» (6,8,9 классы).
Среднее
(полное) общее образование (10-11 классы)
Среднее (полное) общее образование –
завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную
грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному
и гражданскому самоопределению. Продолжительность урока в 10 – 11-х
классах – 45 минут. Режим работы старшей школы 5-и дневная рабочая неделя.
Профильное обучение – средство
дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в
структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно
учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для
образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и
намерениями в отношении продолжения образования. В связи с этим учебный план 10
а, б и 11 а классов составлен на
основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ,
реализующих программы среднего (полного) общего образования, утвержденного
приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.04. Учебный план соответствует по параллелям: 10 а - социально-гуманитарный профиль, 11 а - химико-биологический профиль, 10 б –
универсальное обучение.
Базовые общеобразовательные курсы – курсы федерального
компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки
школьников представлены предметами: русский язык, литература, английский язык,
информатика и ИКТ, история, география (2 часа в 10-м классе), физика, химия,
биология, ОБЖ, физическая культура.
Выделены
часы (6 часов в 10 –А, 5 часов в 11-А классах)
на ведение элективных курсов по профилю образования и для расширения
базовых знаний по физике, химии, истории: введение в право, введение в
философию, обработка числовой информации, химия в быту, решение задач по
физике, математика в экономике. В целях коррекции и совершенствования речевой
подготовки учащихся, формирования их речевой деятельности и речевого поведения,
соответствующих социальному заказу общества, увеличены часы базового компонента
по русскому языку и литературе на изучение тем, связанных с развитием речи и
культурой речевого общения.
Учебный план 10 б класса основан на
универсальном обучении, составлен исходя из запросов обучающихся и их родителей
и позволяет организовать профильное обучение по отдельным предметам учебного
плана. Оценивание
знаний учащихся предполагается каждый триместр (2-9 классы) и полугодие (10 –
11 кл.) по пятибалльной системе. Предмет, на изучение которого в учебном плане
отведен 1 час, оценивается по
полугодиям.
Изучение
общеобразовательных дисциплин осуществляется
на основе федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования.
Обучение
профильным предметам будет осуществляться по программам профильного обучения. |